Аналитический
отчет о результатах профессиональной деятельности
по
методической теме
«Квест-технология как
способ интеграции урочной и внеурочной деятельности в изучении иностранного
языка в условиях реализации ФГОС»
Введение
Представьте себе образ профессора Дамблдора из серии
фильмов о Гарри Поттере, гения волшебства, знаменитого своими трудами по
алхимии, любителя камерной музыки, игры в кегли, который, несмотря на
величественный вид и почтенный возраст, обладал живым чувством юмора и
недюжинной силой ума.
На мой взгляд, современный учитель – это всегда
«волшебник», который может подобрать ключик к каждому ребенку, независимо от
его темперамента или особенностей развития. Для этого он должен найти
мотивирующие методы, приемы, средства обучения, объединять и совмещать
различные педагогические технологии, что согласуется с современным
образованием, в том числе с реализацией ФГОС, в основе которого лежит системно-деятельностный
подход.
Моя педагогическая практика представляется мне
захватывающей игрой в 12 лет в школе Чародейства и Волшебства Хогвартс. В ней я
совершила для себя множество открытий, а переходы от этапа к этапу сравнимы с
теми методами, приемами и технологиями, которые призваны вовлечь моего ученика
в мир открытия новых знаний.
Цель свой педагогической деятельности я вижу в активизации
учебной деятельности школьников посредством
использования технологии квест, переориентации учащихся из позиции
потребителей информации в активных участников учебного процесса.
Цель реализуется через следующие задачи:
- Изучить и обобщить опыт эффективного
использования педагогической технологии квест по реализации системно-деятельностного
подхода.
- Интегрировать
квест-технологию в способ урочной и внеурочной деятельности при изучении
иностранного языка в условиях реализации ФГОС.
- Спланировать и организовать работу по
повышению мотивации детей и развитию навыков самообучения, самоорганизации и работы
в команде.
Изучив
концепцию профессора образовательных
технологий Университета Сан-Диего Берни Доджа,
который определяет веб-квест как "вид справочно-ориентированной
деятельности учащихся с использованием Интернет-ресурсов", и критерии
оценки качества квеста, разработанные его учеником Томасом Марчем, я сделала вывод, что хороший образовательный
квест имеет интригующее введение, четко сформулированное задание, которое
провоцирует мышление высшего порядка, распределение ролей, обеспечивающее разные
углы зрения на проблему, обоснованное использование интернет-источников.
Аналитическая часть
1.1.
Особенность изучения иностранного языка
состоит в том, что большой объем материала ученик должен не только понимать, но
и заучивать наизусть. Это утомительный процесс. Как же тогда создать ситуацию
успеха для ученика и получить качественный результат?
Именно для стимуляции
деятельности всех учеников на уроке я начала использовать модель
квест-технологии совместно с приемами театральной педагогики, что
открывает новые возможности, т.к. квест сочетает в себе ИКТ, проблемно-диалогическую, игровую, здоровьесберегающую
технологии и технологию организации проектной деятельности.
В течение трех лет используя технологию
квест, могу с уверенностью сказать, что она помогает переориентировать учащихся
из потребителей информации в активных участников социально-образовательного
процесса, способствует формированию коммуникативных и информационных
компетенций учащихся и дополняет традиционную парадигму учитель – учебник – ученик
актуальной парадигмой ученик –
информационная среда – учитель.
Для реализации данной технологии я применяю
следующие механизмы:
Информационно-образовательные
Современные учебники предлагают разнообразие материала для
развития метапредметных результатов. Учащиеся собирают
информацию, далее трансформируют её и на основе полученных знаний выполняют
задание и решают поставленную проблему. Работа с информационными источниками
предполагается на таких этапах квеста, как постановка проблемы, прохождение
маршрута и подготовка итогового результата.
Предлагаемые в созданном мной блоге материалы и веб-квесты дают возможность
ученикам научиться целенаправленно работать с информацией не только на уроке,
но и дома. Итоговая компиляция может быть опубликована в Интернете или
представлена в форме осязаемого или нецифрового продукта. В результате за
последние 3 года возросло количество учащихся, успешно выполняющих задания
повышенной сложности, включающие выражение своего мнения и ведение дискуссии на
иностранном языке. 70% учеников результативно выделяют нужную информацию,
обобщают и фиксируют её. У данной группы учащихся наблюдается развитие коммуникативной
компетенции, в том числе умение взаимодействовать с окружающими, выполняя
разные социальные роли на иностранном языке. 30% моих учеников, включая детей с
ОВЗ, демонстрируют хорошие результаты в развитии смыслового чтения: умение
определять тему, выделять основную мысль, главные факты, опуская
второстепенные.
Организационно-деятельностные
Важным этапом на
уроках английского языка является мониторинг обученности, который позволяет
проверить коммуникативные умения и качество усвоения материала текущего модуля.
Учащиеся показывают хороший результат при условии постепенного перехода от
некоммуникативных (имитативных) упражнений к коммуникативно-продуктивным. В
данной работе на всех этапах урока и освоения материала, считаю целесообразным
интегрировать этапы квест - технологии совместно с такими приемами, как «Ритмическое
запоминание», «Фонетический этюд» и «Предлагаемые обстоятельства». Преодоление
психологических барьеров при произношении новых слов, создание атмосферы
заинтересованности в изучении новых лексических единиц осуществляю с помощью
приема «Ритмическое запоминание»
и «Фонетический этюд». Введение новой лексики превращается в увлекательный процесс, где каждый
может проявить свои креативные способности и фантазию, налагая лексические
единицы на заданный бит или выражая определенные эмоции, и научиться произносить
слова правильно. Проблему в умении осуществлять коммуникацию решаю через
разыгрывание ситуативных диалогов на практике. Ученики перестают воспринимать
диалог как обязательную проверку знаний, раскрепощаются и начинают говорить
свободно на иностранном языке, преодолевая страх ошибки, используя правильную
лексику и грамматику.
Рефлексивно-аналитические
Систематическая
работа над преодолением психологических барьеров с использованием иноязычной
лексики и грамматики прослеживается в ежегодном повышении качества итоговых
проверочных работ у учащихся 5 - 11 классов с 2014 по 2017 годы:
Параллель
|
5
|
6
|
7
|
8
|
9
|
10
|
11
|
Качество выполнения проверочных работ
|
37,5 %
|
45,4%
|
50 %
|
55,3%
|
56,3%
|
57%
|
75 %
|
У учащихся повышается мотивация, они воспринимают
задание как нечто «реальное» и «полезное», что ведет к продуктивной
деятельности. За 2015-2016 учебный год в международном конкурсе
по английскому языку «Лев» Центра «Снейл» участвовало 22 ученика нашей школы, 7
учеников заняли призовые места на Всероссийском уровне.
Мотивационно-потребностные
Представляя
свои результаты и получая заслуженную оценку, ученик понимает собственную значимость и успешность в учебном процессе. Слабые ученики, в том числе с ОВЗ, демонстрируют
повышение мотивации к речевой деятельности и качество выполнения домашнего
задания с элементами рассуждения и выражения личного мнения на 20%, включаются
в коммуникативный процесс на уроке, получая удовлетворительные и хорошие
результаты. Ученики среднего уровня обученности улучшили показатели работы над
индивидуальными сообщениями (письма личного характера, эссе и монологи по
заданной теме) на 40%, демонстрируя свои результаты на уроке, размещая ответы в
созданном мной блоге и участвуя в заочной международной олимпиаде школьников
«Лев». На 15% повысилось качество знаний учащихся с повышенной мотивацией,
показывают высокие результаты в проектно-исследовательской деятельности, на районном
этапе конкурса «Интеллектуал 2015-2017» высокие результаты демонстрируют
сильные учащиеся:
2015
|
2016
|
2017
|
2018
|
«Применение элементов искусства и литературы
в изучении английского языка», 2 место
|
«Особенности сленга
"эбоникс" в американском варианте современного английского языка»,
2 место
«Французские
заимствования, как способ обогащения словарного состава английского языка»,
участник
|
«Глобиш – полторы тысячи
слов на все мысли», 1 место
|
«Литературный герой хоббит, как олицетворение
британского национального характера на примере сказки Д.Р.Р.
Толкиена «Хоббит или туда и обратно», в рабочем процессе
|
Осознание собственной значимости приходит и ко мне, когда я вижу результаты
учащихся. Наглядным
показателем в период 2014-2017 годов является 100% успеваемость, стабильное
качество знаний 67 - 70% и положительная динамика среднего балла по предмету:
3,7 – 3,97.
1.2. Расценивая мотивацию как важнейшую пружину процесса
овладения иностранным языком, обеспечивающую его результативность, считаю немаловажным
фактором мотивировать не только детей, но и родителей к осознанию значимости
изучения английского языка в современном мире. Поэтому веду просветительскую
работу как в своем блоге, так и на родительских собраниях, привлекая внимание к
внеклассной работе, конкурсам и летней языковой площадке. Как педагог дополнительного образования ЦДО
«Ступени» и учитель английского языка, считаю, что главным принципом
внеклассной работы является вовлечение всех учащихся, независимо от уровня их
знаний иностранного языка. Работа с разноообразными формами квеста (сбор
фактов для репортажа, интервью, создание продукта или плана действий по
выполнению заранее определённой цели в определённых рамках) направлена на
развитие техники написания личного письма и эссе, на умение выполнять задания по усвоенному
образцу, включая составление собственных диалогических и монологических
высказываний по изученной тематике. Развитие предметных результатов направлено
на успешную подготовку учащихся к итоговой аттестации ОГЭ и ЕГЭ, что побуждает
учащихся 7-х классов с 2015 года выбирать для дополнительного изучения
факультатив по английскому языку. За 2016-2017 учебный год качество обучения
параллели 7-х классов повысилось с 61,7% до 67%. Учащиеся 11 «А» класса
повысили качество знаний с 69,2% до 78,5%, занимаясь 2 года по программе
элективного курса «Стратегии подготовки к устной и письменной части ЕГЭ». Для
меня внеклассная работа по английскому языку является важной частью
учебно-воспитательного процесса, позволяющей многократно увеличить его
эффективность. В 2011 году в Веселоярской школе появилась созданная мною «Творческая
студия любителей английского языка - SELF»
Учебный год
|
2014-2015
|
2015-2016
|
2016-2017
|
Кол-во учащихся
|
15 человек
|
20 человек
|
17 человек
|
И вот уже шесть лет
мы знакомим всех с традициями страны изучаемого языка, 2 – 3 раза в год проводя
районные внеклассные мероприятия (Хеллоуин, День Святого Валентина, Рождество),
переписываемся с ребятами из Англии. Ученики с высокой мотивацией в качестве
вожатых привлекают младших школьников и школьников среднего звена к изучению
английского, вот уже четвертый год подряд собирая их на «Летнюю лингвистическую
площадку».
2015
|
2016
|
2017
|
|
Вожатые
|
10.5 %
|
12.6%
|
12, 6 %
|
Участники
|
48,4 %
|
48 %
|
49,4 %
|
С 2014 на базе Веселоярской
школы ежегодно проходит районный конкурс чтецов «В мире иностранной поэзии», а
участники клуба «SELF»
принимают активное участие в проведении и конкурсных этапах.
2014-2015
|
2015-2016
|
2016-2017
|
|
Участники заочного этапа(чел)
|
8
|
10
|
10
|
Участники очного этапа(чел)
|
4
|
6
|
5
|
Победители(чел)
|
2
|
3
|
4
|
1.3.
Новизна наших занятий в том, что это круглогодичное
образование, «без каникул», здесь могут заниматься все дети: «обычные» и
одаренные; «проблемные» и «благополучные», больные и здоровые. Главное, чтобы
были желание и интерес. В результате улучшилось качество работы
в команде и самоорганизации школьников как на уроках, так и во внеклассной
работе. Возрос процент учащихся, способных самостоятельно организовывать свою
работу, следуя инструкциям педагога.
2015
|
2016
|
2017
|
|
Способны организовывать свою работу, руководствуясь
инструкциями педагога
|
35 %
|
45%
|
55 %
|
Помощь нужна лишь при планировании и
оформлении работы
|
35 %
|
35 %
|
30 %
|
Способны справиться только в команде
|
30%
|
20%
|
15%
|
1.4.
Квест-технология
способствует высокому качеству организации образовательного процесса с
применением ИКТ и современного оборудования. Мультимедийность и интерактивность
обучения реализуется мной через использование презентаций, видео и графического
материала на уроках и занятиях, в личном блоге (для самостоятельной работы
учащихся). Насыщенное содержание учебников предполагает выполнение многих
заданий самостоятельно, поэтому ученику требуются навыки поиска, анализа
информации, умение хранить, передавать и сравнивать и на основе сравнения
синтезировать новую информацию, применяя её на практике. Квест - технология способствует
моему взаимодействию с учениками с помощью e – mail, через общение в личном блоге и
дает возможность реализовать основные задачи обучения, отрабатывая все задания
УМК. Данная технология помогает мне
реализовывать задачи классного руководителя: просветительская работа в блоге
класса «Блог для учеников 8 «Б» класса, их родителей и для тех, кому интересно
знать, как и чем мы живем!»; проведение классных часов и внеклассных
общешкольных мероприятий с элементами технологии квест. ( Классный час
«Природные катаклизмы», викторина «ГТО», «Экологический квест для 7-8 классов»)
1.5. Развитие
учащихся на уроках должно осуществляться в полной мере, в учебном
процессе должны быть задействованы
все учащиеся, в том числе слабоуспевающие и с ОВЗ. Специфика моих уроков заключается в использовании приемов педагогической
технологии «квест», которая реализуется через этапы урока и предлагаемые
задания следующим образом:
Этапы
квеста
|
Постановка
проблемы
|
Загадка
|
Прохождение
маршрута
|
Подготовка
итогового продукта
|
Рефлексия
и оценка
|
Этапы современного урока
|
мотивационно
– целевой
этап
|
ориентировочный
этап (определение действий для решения проблемы)
|
построение
проекта выхода из затруднений (повторяют или изучают новый материал)
|
поисково-исследовательский
(выполняют итоговый тест, пишут письмо или сочинение, составляют монолог или
диалог, создают презентацию или оставляют сообщение-ответ в моём блоге)
|
рефлексивно-оценочный
(оценивают себя по критериям заданным учителем или учебником)
|
Для развития критического мышления мною
используются следующие методы и приемы: кластер, прием «Ритмическое запоминание» (на этапе закрепления лексики, пропевая
необходимые ЛЕ в стиле реп), «Предлагаемые
обстоятельства» (на мотивационно-целевом этапе, когда ученикам предлагается определенная
ситуация, на рефлексивно-оценочном, когда ученики оценивают свои результаты) и
прием «Вспомнить все» (на этапе повторения лексики с визуальными опорами для
более эффективного запоминания слов и фраз по определенной теме).
Систематически
работаю по распространению собственного опыта, отражающего элементы
использования технологии квест в системе урочного и внеурочного обучения:
Ведение блога учителя-предметника
|
Ведение блога классного руководителя
|
Открытые уроки
|
Внеклассная работа
|
Обмен опытом с коллегами
|
Участие в конкурсах
|
Открытый рок «Профессия моей мечты» 11 класс, 2015
Учебное занятие для
детей с ОВЗ "Teens problems", 7 класс, 2017
Открытый урок "Грибы - любимое блюдо русской
кухни" 6 класс, 2017
|
Занятие творческой студии «SELF», « Вдень святого
Патрика мы все ирландцы», районный семинар, 2015
Мастер – класс «Квест-технология как педагогическая
организация процесса социализации современного ученика», 2017
Разработка и реализация программы «Летний
лингвистический лагерь» для учащихся 2-8 классов, 2015-2017
Организация
проведения районного конкурса «В мире иностранной поэзии» - очный этап, номинация
«Выразительное чтение» 2015-2017
|
Выступление
на заседание муниципального МО учителей ин. языков «Система работы педагога
по подготовке учащихся 9-х и 11-х классов к ОГЭ и ЕГЭ. Обзор нормативных
документов и методических рекомендаций», 2016
Выступление по теме «Роль перехода
на ФГОС в подготовке учащихся к итоговой аттестации по новым стандартам».
|
Заочное
участие в XIV Краевом конкурсе педагогов дополнительного
образования «Сердце отдаю детям», 2016
|
1.6. Являюсь учителем иностранного языка, готовящимся
к введению обязательной итоговой аттестации учащихся на ОГЭ, ЕГЭ и ВПР по
английскому языку, поэтому считаю необходимым развитие индивидуальных профессиональных
качеств. Непрерывно повышаю свою квалификацию на вебинарах издательств «Просвещение», «Титул» (24 часа) и курсах:
2016
|
2017
|
"Разработка и реализация программ
по иностранным языкам в условиях ФГОС" (17.10.2016–20.10.2016) АКИПКРО
Сертификат: Знание содержания профессионального
стандарта "Педагог" (14.05 баллов) - 02.11.2016, АКИПКРО
|
«Профессиональная подготовка учителя
иностранного языка в условиях реализации ФГОС основного общего и среднего
общего образования» (ИДО ФГБОУ ВО «Алтайский государственный педагогический
университет» 09.10.17 – 13.10.17, Барнаул)
|
Заключение
На
мой взгляд, идеи технологии квест актуальны. И дело не только в развлечении или
игре, способствующей повышению мотивации. Речь идёт о педагогике проживания определенных
состояний и личностного действия, имеющей дело с целостным образом мира и «Я»,
воспринимаемом теоретически, интеллектуально и практически. Учитель нашего
времени – настоящий волшебник Дамблдор,
который умеет подстроиться, переиграть, по-новому преподнести. Он
разбирается во всех современных гаджетах, политике, истории, географии, музыке.
Если после урока ученик научился «учиться» и смог сам получить необходимые
знания, значит учитель сотворил маленькое чудо. Ведь его задача – дать ученикам
волшебную карту и направить их по
верному пути, чтобы они сами узнали, нашли, приобрели свой опыт.
Комментариев нет:
Отправить комментарий