Аналитический отчет


Аналитический отчет о результатах профессиональной деятельности  
по методической теме 
«Квест-технология как способ интеграции урочной и внеурочной деятельности в изучении иностранного языка в условиях реализации ФГОС»


Введение
Представьте себе образ профессора Дамблдора из серии фильмов о Гарри Поттере, гения волшебства, знаменитого своими трудами по алхимии, любителя камерной музыки, игры в кегли, который, несмотря на величественный вид и почтенный возраст, обладал живым чувством юмора и недюжинной силой ума.
На мой взгляд, современный учитель – это всегда «волшебник», который может подобрать ключик к каждому ребенку, независимо от его темперамента или особенностей развития. Для этого он должен найти мотивирующие методы, приемы, средства обучения, объединять и совмещать различные педагогические технологии, что согласуется с современным образованием, в том числе с реализацией ФГОС, в основе которого лежит системно-деятельностный подход.
Моя педагогическая практика представляется мне захватывающей игрой в 12 лет в школе Чародейства и Волшебства Хогвартс. В ней я совершила для себя множество открытий, а переходы от этапа к этапу сравнимы с теми методами, приемами и технологиями, которые призваны вовлечь моего ученика в мир открытия новых знаний.
Цель свой педагогической деятельности я вижу в активизации учебной деятельности школьников посредством  использования технологии квест, переориентации учащихся из позиции потребителей информации в активных участников учебного процесса.
Цель реализуется через следующие задачи:
- Изучить и обобщить опыт эффективного использования педагогической технологии квест по реализации системно-деятельностного подхода.
- Интегрировать квест-технологию в способ урочной и внеурочной деятельности при изучении иностранного языка в условиях реализации ФГОС.
- Спланировать и организовать работу по повышению мотивации детей и развитию навыков самообучения, самоорганизации и работы в команде.
Изучив концепцию профессора образовательных технологий Университета Сан-Диего Берни Доджа, который определяет веб-квест как "вид справочно-ориентированной деятельности учащихся с использованием Интернет-ресурсов", и критерии оценки качества квеста, разработанные его учеником Томасом Марчем,  я сделала вывод, что хороший образовательный квест имеет интригующее введение, четко сформулированное задание, которое провоцирует мышление высшего порядка, распределение ролей, обеспечивающее разные углы зрения на проблему, обоснованное использование интернет-источников.
Аналитическая часть
1.1. Особенность изучения иностранного языка состоит в том, что большой объем материала ученик должен не только понимать, но и заучивать наизусть. Это утомительный процесс. Как же тогда создать ситуацию успеха для ученика и получить качественный результат?
Именно для стимуляции деятельности всех учеников на уроке я начала использовать модель квест-технологии совместно с приемами театральной педагогики, что открывает новые возможности, т.к. квест сочетает в себе ИКТ, проблемно-диалогическую, игровую, здоровьесберегающую технологии и технологию организации проектной деятельности.
В течение трех лет используя технологию квест, могу с уверенностью сказать, что она помогает переориентировать учащихся из потребителей информации в активных участников социально-образовательного процесса, способствует формированию коммуникативных и информационных компетенций учащихся и дополняет традиционную парадигму учитель – учебник – ученик актуальной парадигмой ученик – информационная среда – учитель.  
Для реализации данной технологии я применяю следующие механизмы:
Информационно-образовательные
Современные учебники предлагают разнообразие материала для развития метапредметных результатов. Учащиеся собирают информацию, далее трансформируют её и на основе полученных знаний выполняют задание и решают поставленную проблему. Работа с информационными источниками предполагается на таких этапах квеста, как постановка проблемы, прохождение маршрута и подготовка итогового результата. Предлагаемые в созданном мной блоге материалы и веб-квесты дают возможность ученикам научиться целенаправленно работать с информацией не только на уроке, но и дома. Итоговая компиляция может быть опубликована в Интернете или представлена в форме осязаемого или нецифрового продукта. В результате за последние 3 года возросло количество учащихся, успешно выполняющих задания повышенной сложности, включающие выражение своего мнения и ведение дискуссии на иностранном языке. 70% учеников результативно выделяют нужную информацию, обобщают и фиксируют её. У данной группы учащихся наблюдается развитие коммуникативной компетенции, в том числе умение взаимодействовать с окружающими, выполняя разные социальные роли на иностранном языке. 30% моих учеников, включая детей с ОВЗ, демонстрируют хорошие результаты в развитии смыслового чтения: умение определять тему, выделять основную мысль, главные факты, опуская второстепенные.
Организационно-деятельностные
Важным этапом на уроках английского языка является мониторинг обученности, который позволяет проверить коммуникативные умения и качество усвоения материала текущего модуля. Учащиеся показывают хороший результат при условии постепенного перехода от некоммуникативных (имитативных) упражнений к коммуникативно-продуктивным. В данной работе на всех этапах урока и освоения материала, считаю целесообразным интегрировать этапы квест - технологии совместно с такими приемами, как «Ритмическое запоминание», «Фонетический этюд» и «Предлагаемые обстоятельства». Преодоление психологических барьеров при произношении новых слов, создание атмосферы заинтересованности в изучении новых лексических единиц осуществляю с помощью приема «Ритмическое запоминание» и «Фонетический этюд». Введение новой лексики превращается в увлекательный процесс, где каждый может проявить свои креативные способности и фантазию, налагая лексические единицы на заданный бит или выражая определенные эмоции, и научиться произносить слова правильно. Проблему в умении осуществлять коммуникацию решаю через разыгрывание ситуативных диалогов на практике. Ученики перестают воспринимать диалог как обязательную проверку знаний, раскрепощаются и начинают говорить свободно на иностранном языке, преодолевая страх ошибки, используя правильную лексику и грамматику.
Рефлексивно-аналитические
Систематическая работа над преодолением психологических барьеров с использованием иноязычной лексики и грамматики прослеживается в ежегодном повышении качества итоговых проверочных работ у учащихся 5 - 11 классов с 2014 по 2017 годы:
Параллель
5
6
7
8
9
10
11
Качество выполнения проверочных работ
37,5 %
45,4%
50 %
55,3%
56,3%
57%
75 %
У учащихся повышается мотивация, они воспринимают задание как нечто «реальное» и «полезное», что ведет к продуктивной деятельности. За 2015-2016 учебный год в международном конкурсе по английскому языку «Лев» Центра «Снейл» участвовало 22 ученика нашей школы, 7 учеников заняли призовые места на Всероссийском уровне.
Мотивационно-потребностные
Представляя свои результаты и получая заслуженную оценку, ученик понимает собственную значимость и успешность в учебном процессе. Слабые ученики, в том числе с ОВЗ, демонстрируют повышение мотивации к речевой деятельности и качество выполнения домашнего задания с элементами рассуждения и выражения личного мнения на 20%, включаются в коммуникативный процесс на уроке, получая удовлетворительные и хорошие результаты. Ученики среднего уровня обученности улучшили показатели работы над индивидуальными сообщениями (письма личного характера, эссе и монологи по заданной теме) на 40%, демонстрируя свои результаты на уроке, размещая ответы в созданном мной блоге и участвуя в заочной международной олимпиаде школьников «Лев». На 15% повысилось качество знаний учащихся с повышенной мотивацией, показывают высокие результаты в проектно-исследовательской деятельности, на районном этапе конкурса «Интеллектуал 2015-2017» высокие результаты демонстрируют сильные учащиеся:
2015
2016
2017
2018
«Применение элементов искусства и литературы в изучении английского языка», 2 место
«Особенности сленга "эбоникс" в американском варианте современного английского языка», 2 место
«Французские заимствования, как способ обогащения словарного состава английского языка», участник
«Глобиш – полторы тысячи слов на все мысли», 1 место
«Литературный герой хоббит, как олицетворение британского национального характера на примере сказки Д.Р.Р. Толкиена «Хоббит или туда и обратно», в рабочем процессе
Осознание собственной значимости приходит и ко мне, когда я вижу результаты учащихся. Наглядным показателем в период 2014-2017 годов является 100% успеваемость, стабильное качество знаний 67 - 70% и положительная динамика среднего балла по предмету: 3,7 – 3,97.
1.2. Расценивая мотивацию как важнейшую пружину процесса овладения иностранным языком, обеспечивающую его результативность, считаю немаловажным фактором мотивировать не только детей, но и родителей к осознанию значимости изучения английского языка в современном мире. Поэтому веду просветительскую работу как в своем блоге, так и на родительских собраниях, привлекая внимание к внеклассной работе, конкурсам и летней языковой площадке. Как педагог дополнительного образования ЦДО «Ступени» и учитель английского языка, считаю, что главным принципом внеклассной работы является вовлечение всех учащихся, независимо от уровня их знаний иностранного языка. Работа с разноообразными формами квеста (сбор фактов для репортажа, интервью, создание продукта или плана действий по выполнению заранее определённой цели в определённых рамках) направлена на развитие техники написания личного письма и эссе, на умение выполнять задания по усвоенному образцу, включая составление собственных диалогических и монологических высказываний по изученной тематике. Развитие предметных результатов направлено на успешную подготовку учащихся к итоговой аттестации ОГЭ и ЕГЭ, что побуждает учащихся 7-х классов с 2015 года выбирать для дополнительного изучения факультатив по английскому языку. За 2016-2017 учебный год качество обучения параллели 7-х классов повысилось с 61,7% до 67%. Учащиеся 11 «А» класса повысили качество знаний с 69,2% до 78,5%, занимаясь 2 года по программе элективного курса «Стратегии подготовки к устной и письменной части ЕГЭ». Для меня внеклассная работа по английскому языку является важной частью учебно-воспитательного процесса, позволяющей многократно увеличить его эффективность. В 2011 году в Веселоярской школе появилась созданная мною «Творческая студия любителей английского языка - SELF»
Учебный год
2014-2015
2015-2016
2016-2017
Кол-во учащихся
15 человек
20 человек
17 человек
И вот уже шесть лет мы знакомим всех с традициями страны изучаемого языка, 2 – 3 раза в год проводя районные внеклассные мероприятия (Хеллоуин, День Святого Валентина, Рождество), переписываемся с ребятами из Англии. Ученики с высокой мотивацией в качестве вожатых привлекают младших школьников и школьников среднего звена к изучению английского, вот уже четвертый год подряд собирая их на «Летнюю лингвистическую площадку».

2015
2016
2017
Вожатые
10.5 %
12.6%
12, 6 %
Участники
48,4 %
48 %
49,4 %
С 2014 на базе Веселоярской школы ежегодно проходит районный конкурс чтецов «В мире иностранной поэзии», а участники клуба «SELF» принимают активное участие в проведении и конкурсных этапах.

2014-2015
2015-2016
2016-2017
Участники заочного этапа(чел)
8
10
10
Участники очного этапа(чел)
4
6
5
Победители(чел)
2
3
4
1.3. Новизна наших занятий в том, что это круглогодичное образование, «без каникул», здесь могут заниматься все дети: «обычные» и одаренные; «проблемные» и «благополучные», больные и здоровые. Главное, чтобы были желание и интерес. В результате улучшилось качество работы в команде и самоорганизации школьников как на уроках, так и во внеклассной работе. Возрос процент учащихся, способных самостоятельно организовывать свою работу, следуя инструкциям педагога.

2015
2016
2017
Способны организовывать свою работу, руководствуясь инструкциями педагога
35  %
45%
55 %
Помощь нужна лишь при планировании и оформлении работы
35 %
35 %
30 %
Способны справиться только в команде
30%
20%
15%
1.4. Квест-технология способствует высокому качеству организации образовательного процесса с применением ИКТ и современного оборудования. Мультимедийность и интерактивность обучения реализуется мной через использование презентаций, видео и графического материала на уроках и занятиях, в личном блоге (для самостоятельной работы учащихся). Насыщенное содержание учебников предполагает выполнение многих заданий самостоятельно, поэтому ученику требуются навыки поиска, анализа информации, умение хранить, передавать и сравнивать и на основе сравнения синтезировать новую информацию, применяя её на практике. Квест - технология способствует моему взаимодействию с учениками с помощью email, через общение в личном блоге и дает возможность реализовать основные задачи обучения, отрабатывая все задания УМК. Данная технология помогает мне реализовывать задачи классного руководителя: просветительская работа в блоге класса «Блог для учеников 8 «Б» класса, их родителей и для тех, кому интересно знать, как и чем мы живем!»; проведение классных часов и внеклассных общешкольных мероприятий с элементами технологии квест. ( Классный час «Природные катаклизмы», викторина «ГТО», «Экологический квест для 7-8 классов»)
1.5. Развитие учащихся на уроках должно осуществляться в полной мере, в учебном процессе должны быть задействованы все учащиеся, в том числе слабоуспевающие и с ОВЗ. Специфика моих уроков заключается в использовании приемов педагогической технологии «квест», которая реализуется через этапы урока и предлагаемые задания следующим образом:
Этапы квеста
Постановка
проблемы
Загадка
Прохождение маршрута
Подготовка итогового продукта
Рефлексия и оценка

Этапы современного урока

мотивационно – целевой
этап
ориентировочный этап (определение действий для решения проблемы)
построение проекта выхода из затруднений (повторяют или изучают новый материал)
поисково-исследовательский (выполняют итоговый тест, пишут письмо или сочинение, составляют монолог или диалог, создают презентацию или оставляют сообщение-ответ в моём блоге)
рефлексивно-оценочный (оценивают себя по критериям заданным учителем или учебником)
Для развития критического мышления мною используются следующие методы и приемы: кластер, прием «Ритмическое запоминание» (на этапе закрепления лексики, пропевая необходимые ЛЕ в стиле реп), «Предлагаемые обстоятельства» (на мотивационно-целевом этапе, когда ученикам предлагается определенная ситуация, на рефлексивно-оценочном, когда ученики оценивают свои результаты) и прием «Вспомнить все» (на этапе повторения лексики с визуальными опорами для более эффективного запоминания слов и фраз по определенной теме).
Систематически работаю по распространению собственного опыта, отражающего элементы использования технологии квест в системе урочного и внеурочного обучения:
Ведение блога учителя-предметника
Ведение блога классного руководителя
Открытые уроки
Внеклассная работа
Обмен опытом с коллегами
Участие в конкурсах
Открытый рок «Профессия моей мечты» 11 класс, 2015
Учебное занятие для детей с ОВЗ "Teens problems", 7 класс, 2017
Открытый урок "Грибы - любимое блюдо русской кухни" 6 класс, 2017
Занятие творческой студии «SELF», « Вдень святого Патрика мы все ирландцы», районный семинар, 2015
Мастер – класс «Квест-технология как педагогическая организация процесса социализации современного ученика», 2017
Разработка и реализация программы «Летний лингвистический лагерь» для учащихся 2-8 классов, 2015-2017
Организация проведения районного конкурса «В мире иностранной поэзии» - очный этап, номинация «Выразительное чтение»  2015-2017
Выступление на заседание муниципального МО учителей ин. языков «Система работы педагога по подготовке учащихся 9-х и 11-х классов к ОГЭ и ЕГЭ. Обзор нормативных документов и методических рекомендаций», 2016
Выступление по теме «Роль перехода на ФГОС  в подготовке учащихся  к итоговой аттестации по новым стандартам».
Заочное участие в XIV Краевом конкурсе педагогов дополнительного образования «Сердце отдаю детям», 2016
1.6. Являюсь учителем иностранного языка, готовящимся к введению обязательной итоговой аттестации учащихся на ОГЭ, ЕГЭ и ВПР по английскому языку, поэтому считаю необходимым развитие индивидуальных профессиональных качеств. Непрерывно повышаю свою квалификацию на вебинарах издательств  «Просвещение», «Титул» (24 часа) и курсах:
2016
2017
"Разработка и реализация программ по иностранным языкам в условиях ФГОС" (17.10.2016–20.10.2016) АКИПКРО
Сертификат: Знание содержания профессионального стандарта "Педагог" (14.05 баллов) - 02.11.2016, АКИПКРО
«Профессиональная подготовка учителя иностранного языка в условиях реализации ФГОС основного общего и среднего общего образования» (ИДО ФГБОУ ВО «Алтайский государственный педагогический университет» 09.10.17 – 13.10.17, Барнаул)
Заключение

На мой взгляд, идеи технологии квест актуальны. И дело не только в развлечении или игре, способствующей повышению мотивации. Речь идёт о педагогике проживания определенных состояний и личностного действия, имеющей дело с целостным образом мира и «Я», воспринимаемом теоретически, интеллектуально и практически. Учитель нашего времени – настоящий волшебник Дамблдор, который умеет подстроиться, переиграть, по-новому преподнести. Он разбирается во всех современных гаджетах, политике, истории, географии, музыке. Если после урока ученик научился «учиться» и смог сам получить необходимые знания, значит учитель сотворил маленькое чудо. Ведь его задача – дать ученикам волшебную карту и  направить их по верному пути, чтобы они сами узнали, нашли, приобрели свой опыт. 

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Маргарита Николаевна Кашкута

Моя фотография
Рубцовск, Алтайский край, Russia